Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения качества и эффективности государственного управления через оптимизацию системы подбора кадров. Государственная служба является основой для реализации политических, экономических и социальных программ страны, и от компетентности, профессионализма и эффективности государственных служащих напрямую зависит успех этих инициатив.
Проблемная ситуация, с которой сталкиваются многие страны, включая Россию и Таджикистан, заключается в поиске оптимальных подходов к отбору и приему на государственную службу, которые бы соответствовали современным требованиям и условиям. Несмотря на значительные усилия по реформированию и улучшению механизмов отбора кадров, существуют определенные сложности, связанные с адаптацией систем к изменяющимся внешним и внутренним факторам.
Проблема исследования заключается в том, что системы профессионального отбора и приема на государственную службу в России и Таджикистане, хотя и развиваются, но делают это неоднородно и часто не соблюдая баланс. В России процесс характеризуется высокой степенью бюрократизации и регламентации, что, с одной стороны, обеспечивает прозрачность и предсказуемость процедур, но, с другой стороны, может ограничивать гибкость и адаптивность системы к быстро меняющимся условиям. В Таджикистане, напротив, наблюдается более высокая степень гибкости процедур, что способствует адаптации, но также может приводить к недостаточной стандартизации и, как следствие, к снижению общей эффективности системы отбора.
Важность данного исследования подчеркивается также и тем, что в условиях глобализации и международного сотрудничества, умение адаптировать лучшие мировые практики и инновации в области государственного управления становится ключевым фактором успеха национальной политики. Исследование дает возможность не только сравнить две системы, но и предложить пути их усовершенствования на основе анализа успешных зарубежных моделей отбора и приема на государственную службу.
Таким образом, актуальность темы заключается в стремлении оптимизировать процедуры профессионального отбора в государственном секторе, что неизбежно повлияет на качество государственных услуг, предоставляемых гражданам, и на общее благосостояние общества.
Степень разработанности темы. Данная тема получила значительное внимание в научных исследованиях, особенно в контексте сравнительного анализа различных стран. Ряд исследователей, такие как Л.В. Завгородняя, А.В. Ковалева, А.В. Барабашев, Т.Е. Николаева, И.В. Чувилкина занимались вопросами, связанными с оценкой эффективности, прозрачности и адаптации процессов отбора на государственную службу.
Объектом исследования курсовой работы является процесс и механизмы профессионального отбора и набора кандидатов на государственную службу в указанных странах. Это включает в себя все аспекты и процедуры, связанные с оценкой, подбором и приемом персонала на государственные должности, а также институциональные и нормативные основы, которые регулируют эти процессы.
Предмет исследования в курсовой работе на тему представляет собой конкретные методы, процедуры и практики, которые применяются в обеих странах для отбора и набора кадров на государственную службу.
Цель исследования курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа существующих методов и процедур отбора и набора кадров на государственную службу в этих странах выявить ключевые проблемы и недостатки текущих подходов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую поступление на государственную гражданскую службу в Российской Федерации;
2. Изучить методы оценки кандидатов при проведении конкурса на государственную гражданскую службу Российской Федерации;
3. Рассмотреть порядок подбора и отбора персонала на государственную службу в Республике Таджикистан;
4. Изучить методы оценки кандидатов при проведении конкурса на государственную гражданскую службу в Республике Таджикистан;
5. Провести сравнительный анализ процедуры поступления в Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Практическая значимость результатов исследования может оказать значительное влияние на улучшение государственного управления в обеих странах.
Исследование предлагает конкретные рекомендации для улучшения процессов отбора на государственную службу, которые могут быть внедрены в действующие законодательные и административные рамки.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы, пять параграфов, заключение, библиографический список, включающий 31 источник.
В первой главе «Анализ процедуры и порядка поступление на государственную гражданскую службу в Российской Федерации» достигается задача всестороннего исследования и описания системы отбора кандидатов на государственную службу в России.
Во второй главе рассматривается система подбора и отбора персонала на государственную службу в Республике Таджикистан осуществляется детальный анализ механизмов, процедур и методик, которые применяются в Таджикистане для отбора кандидатов на государственные должности.
Работа изложена на тридцати семи страницах машинописного текста, библиография включает тридцать одно наименование.
Глава 1. Анализ процедуры и порядка поступление на государственную гражданскую службу в Российской Федерации
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая поступление на государственную гражданскую службу в Российской Федерации
В Российской Федерации государственная служба, согласно Федеральному Закону № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , представляет собой профессиональную деятельность граждан, направленную на обеспечение полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и других государственных структур. Эта деятельность включает в себя выполнение функций и задач, возложенных на государственные органы, и является основным элементом функционирования государственной власти и управления на всех уровнях.
Государственная гражданская служба в Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Правовое положение государственных служащих регулируется специальными нормативными актами, такими как Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба представляет собой профессиональную деятельность граждан РФ, направленную на обеспечение полномочий федеральных и региональных государственных органов. Для государственных служащих установлены квалификационные требования, включающие образовательный ценз, что обусловлено необходимостью профессионализма и компетентности. Особенности гражданской службы включают специфический порядок назначения на должности, прохождения службы и прекращения трудовых отношений, а также наличие ряда запретов в период исполнения обязанностей.
Процесс набора на государственную гражданскую службу в Российской Федерации управляется через комплекс правовых норм, установленных текущим законодательством страны. Л. В. Завгородняя, изучая механизмы формирования кадров в государственных структурах, подчеркивает важность анализа правового инструментария, который задействован в этом процессе . Согласно её исследованиям, основу механизма построения персонала составляют законодательные акты, определяющие процесс вступления на службу и закрепляющие фундаментальные принципы и стратегические направления подбора кадров для государственных органов. Эти правовые документы также устанавливают процедуры выполнения конкретных шагов в рамках кадрового отбора, включая проведение конкурсов и назначение на должности.
В статьях 19 и 32 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на равноправный доступ к государственной службе, что представляет собой основополагающий принцип в регулировании государственных и общественных отношений. Эти конституционные нормы нашли своё дополнительное развитие и уточнение в ряде законодательных актов, ключевым из которых является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Важным аспектом данного закона является статья 21, которая определяет условия, необходимые для поступления на государственную службу: достижение 18-летнего возраста, владение государственным языком и соответствие квалификационным требованиям, установленным законом.
Дополнительно, статья 22 уточняет процедуры поступления на государственную гражданскую службу. Закон предусматривает, что замещение вакантных должностей гражданской службы обычно происходит через конкурс, если иное не предусмотрено действующими нормами. Основная цель проведения конкурса заключается в оценке профессиональных компетенций кандидатов и их соответствия требованиям, необходимым для исполнения обязанностей на предполагаемой должности.
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Согласно действующему федеральному законодательству, регулирующему сферу государственной гражданской службы в Российской Федерации, определены чёткие критерии для кандидатов, стремящихся занять вакантные должности. Законодательные акты устанавливают, что доступ к участию в конкурсе на замещение должности может быть ограничен в случае выявления несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. Такое несоответствие может быть выражено в недостаточности профессиональных навыков или опыта претендента. Кроме того, кандидат может столкнуться с определёнными ограничениями, если на него распространяются нормы, препятствующие его допуску к гражданской службе или её прохождению, что также является частью нормативного регулирования в данной области .
Эти положения законодательства направлены на обеспечение высокого уровня профессионализма и компетентности сотрудников государственных органов, гарантируя, что каждый кандидат, принимаемый на гражданскую службу, полностью отвечает требованиям, необходимым для эффективного выполнения своих обязанностей.
Действующее законодательство о государственной службе Российской Федерации устанавливает систему, включающую различные виды государственной службы в зависимости от назначения и уровня государственной власти. Из этих видов только гражданская служба может функционировать на уровне субъектов РФ. При этом федеральная гражданская служба регулируется законодательством на федеральном уровне, а субъекты РФ имеют право на собственное правовое регулирование.
Также законодательство содержит общее понятие государственной службы — профессиональная служебная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее органов, субъектов РФ и их органов, и лиц, замещающих государственные должности.
Нормативно-правовой основой государственной службы выступает целый массив действующего законодательства:
1. Конституция РФ: право на участие в управлении государством; федеральная государственная служба — в ведении РФ;
2. Федеральные законы: «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ; «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ ; «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ ; «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202–1 ; Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" .